Разъяснение законодательства !


С 1 января 2025 года устанавливается форма справки, подтверждающей факт регистрации гражданина в качестве безработного
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 6.1-1 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» заемщик - физическое лицо по кредитному договору, договору займа, которые заключены в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой, в любой момент в течение времени действия таких договоров, за исключением случая, указанного в пункте 6 части 2 настоящей статьи, вправе обратиться к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода при одновременном соблюдении определенных условий, одним из которых является нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации на день направления требования об изменении договора.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» для целей настоящей статьи под трудной жизненной ситуацией заемщика понимается, в том числе регистрация заемщика в качестве безработного гражданина, который не имеет заработка, в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы либо прекращение трудового договора или служебного контракта у гражданина, которому назначена страховая пенсия по старости.
В силу п. 2 ч. 8 ст. 6.1-1 вышеуказанного закона документами, подтверждающими нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации, в том числе является справка, подтверждающая факт регистрации гражданина в качестве безработного, выданная государственным учреждением службы занятости по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
С 1 января 2025 года приказом Минтруда России от 09.08.2024 утверждена форма вышеуказанной справки, подтверждающей факт регистрации гражданина в качестве безработного.
Справка позволит гражданам (заемщикам) подтверждать факты нахождения в трудной жизненной ситуации и при наличии иных обязательных обстоятельства направлять требования в кредитные организации об изменений условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика.
Порядок приостановления исполнительного производства в отношении участников СВО
Если должник является участником СВО (мобилизованным, контрактником или добровольцем), на основании Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство приостанавливается, за исключением исполнения требований по алиментам, обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.
При возврате просроченной задолженности по договорам кредита или займа исполнительное производство приостанавливается как в отношении участника СВО, так и членов его семьи. Такое исполнительное производство может быть возобновлено не ранее 30 дней после устранения оснований приостановления.
Для решения вопроса о приостановлении исполнительного производства участник СВО или член его семьи должен обратиться с заявлением:
- в службу судебных приставов;
- в банк или иную кредитную организацию, обслуживающие его счета;
- в организацию или к иному лицу, выплачивающим ему заработную плату, пенсию, стипендию и другие периодические платежи.
Член семьи вместе с заявлением направляет документы, подтверждающие родственные отношения с участником СВО.
Исполнение приостанавливается со дня получения банком (иной кредитной организацией), организацией (другим лицом) выплачивающей периодические платежи, такого заявления.
Вступили в силу новые требования к срокам освоения земельных участков
С 01.03.2025 вступили в силу новые требования к правообладателям земельных участков, которыми установлено, что срок освоения земельного участка из состава земель населенных пунктов составляет три года, за исключением случаев, предусмотренных ст. 85.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Законодателем введено понятие освоения земельного участка, под которым понимается выполнение правообладателем земельного участка одного или нескольких мероприятий по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Перечень таких мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правообладатель земельного участка из состава земель населенных пунктов приступает к использованию этого земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием со дня приобретения прав на него, а в случае, если требуется освоение этого земельного участка, не позднее трех лет с указанной даты, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 85.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, помимо предусмотренной ст. 8.8 КоАП РФ административной ответственности, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет (ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в Трудовой кодекс РФ по вопросам предоставления работникам отгулов, а также гарантий для контрактников
С 1 марта 2025 года работники при увольнении смогут получить компенсацию за неиспользованные дни отдыха за работу в выходные и праздничные дни. Выплачивается разница между оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день, полагавшейся ему в соответствии с законом, и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Денежные средства выплачиваются работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у конкретного работодателя.
Также законодателем уточняется, что взять день отдыха работник вправе в течение года с даты выполнения обязанностей в выходной или праздник. Сотрудник также может присоединить отгул к отпуску в этом периоде.
Кроме того, изменения закрепляют дополнительные гарантии трудовых прав работников, которыми заключен контракт о прохождении военной службы либо о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации.
Так, законом вводится обязанность работодателей приостанавливать действие трудового договора с таким работником на весь срок контракта. В настоящее время Трудовой кодекс РФ предусматривает такое право при заключении контракта на 1 год или меньший срок.
Аналогичным образом изменится период предоставления гарантий родителям с детьми до 14 лет, если другой родитель проходит военную службу по такому контракту.
С 1 марта 2025 года Трудовым кодексом РФ предусмотрены дополнительные меры по борьбе с долгами по зарплате
С 1 марта 2025 года вступила в силу статья 158.1 Трудового кодекса РФ, которой определены основные направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате:
- профилактические меры по недопущению формирования задолженности по заработной плате, включая выявление и устранение причин и условий, способствующих несвоевременной оплате труда, мониторинг просроченной задолженности;
- привлечение работодателей к ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы;
- содействие реализации мероприятий по погашению просроченной задолженности по заработной плате;
- проведение разъяснительной работы с участием сторон социального партнерства по вопросам обеспечения трудовых прав работников.
Для координации этой деятельности высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации формируются соответствующие межведомственные комиссии, в состав которых включаются представители профильных исполнительных органов, региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, региональных объединений работодателей и территориальных объединений организаций профессиональных союзов.
Закон о защите прав потребителей не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров.
Однако такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18). Например, претензия обязательно подается по договорам об оказании услуг связи, перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом (п. 4 ст. 55 Закона о связи, п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
Кроме того, потребителю надо соблюсти претензионный порядок, если он хочет через суд изменить или расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ, п. п. 3, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18, п. 60 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996). При этом потребитель освобождается от обязанности направлять претензию, если у него есть основания для одностороннего отказа от договора, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, но он предпочитает обратиться в суд с иском о признании договора расторгнутым (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18).
В договор с потребителем нельзя включать условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом. Данные условия относятся к недопустимым, ущемляющим права потребителя и являются ничтожными. Если из-за включения таких условий потребитель понес убытки, их следует возместить в полном объеме. Кроме того, за их включение в договор предусмотрен административный штраф (п. 1, пп. 11 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).
С 31.12.2024 вступили изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ, которыми скорректирован порядок установления зон с особыми условиями использования территорий
Порядок согласования размещения зданий и сооружений в границах придорожных полос автодорог общего пользования закрепляется в положении о таком виде зоны с особым использованием территории (далее – ЗОУИТ).
Придорожные полосы можно не устанавливать в отношении автодорог 4 и 5 категорий.
Правообладатели объекта капитального строительства и объекта, в связи с размещением которого устанавливается ЗОУИТ, могут заключить соглашение о реализации технических и технологических решений, обеспечивающих безопасную эксплуатацию этих объектов.
ЗОУИТ можно не устанавливать в момент получения застройщиком разрешения на строительство. В отношении строящихся объектов ЗОУИТ необходимо устанавливать после ввода объекта в эксплуатацию.
Организации, права которых на сооружения возникли до 01.09.2018 и у которых нет прав на участок, в границах которого расположены сооружения, имеют право оформить публичный сервитут для размещения сооружений или приобрести участок в аренду до 01.01.2027.
До 01.01.2024 владельцы трубопроводов должны были подготовить графическое описание. До 01.01.2025 Росреестр должен был внести сведения о границах минимальных расстояний в ЕГРН. Эти сроки исключены.
До 01.01.2026 Правительство установит зоны минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов.
Закон вступил в силу с 31.12.2024.
с 1 июля 2025 года Кодекс об административных правонарушениях претерпел изменения
Кодекс об административных правонарушениях претерпел изменения с 1 июля 2025 года благодаря Федеральному закону № 59-ФЗ от 7 апреля 2025 года. В документ были добавлены две новые статьи, регламентирующие электронный документооборот в административном производстве.
Статья 24.8 КоАП РФ устанавливает порядок подачи процессуальных документов участниками административного производства. Теперь заявления, ходатайства, жалобы, протесты и другие документы можно подавать как на бумаге, так и в электронном формате. Электронные документы принимаются через Госуслуги или специализированные системы электронного документооборота, при условии технической возможности соответствующего суда, органа или должностного лица.
Статья 24.9 КоАП РФ дополняет нововведения, позволяя уполномоченным органам оформлять и направлять процессуальные документы (постановления, решения, определения, протоколы) в электронном виде. Это возможно при условии получения согласия от участников процесса на получение документов через Госуслуги, системы электронного документооборота или другие информационные системы. Важно отметить, что закон детально прописывает требования к электронным документам, включая особенности использования электронной подписи, так и в электронном формате. Электронные документы принимаются через Госуслуги или специализированные системы электронного документооборота, при условии технической возможности соответствующего суда, органа или должностного лица.
О пенсионных правах отдельных категорий государственных и военных служащих
Федеральным законом от 28.02.2025 № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отдельным категориям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и членов их семей установлена дополнительная надбавка к пенсии на уход в размере 1200 рублей в месяц.
Дополнительная надбавка на уход подлежит пересмотру в порядке, предусмотренном статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» для индексации социальных пенсий.
Кроме того, законом предусмотрена индексация денежного довольствия, указанного в части первой статьи 43 Закона № 4468-I, из которого исчисляются пенсии пенсионеров из числа судей военных судов и членов их семей.
Индексация будет осуществляться по решению Правительства Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Внесенные изменения вступили в силу с 28 февраля текущего года.
Верховный Суд РФ уточнил разъяснения о практике применения судами законодательства о мерах пресечения
Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 27.05.2025 внесены изменения в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 года № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий» в части оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
В частности, внесены следующие дополнения:
- - избрание меры пресечения в виде заключения под стражу возможно в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении лишь такого преступления, за которое ему с учетом санкции соответствующих норм Уголовного кодекса РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы;
- - в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой тяжести, за которое ему может быть назначено наказание в виде лишения свободы, мера пресечения в виде заключения под стражу избирается только в исключительных случаях и при условии, что им нарушена ранее избранная мера пресечения либо он скрылся от органов предварительного расследования или от суда;
- - отсутствие у подозреваемого или обвиняемого места жительства или места пребывания на территории РФ при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ, не может являться единственным основанием, достаточным для его заключения под стражу;
- - обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления средней тяжести без применения насилия или угрозы его применения могут заключить под стражу только в исключительных случаях, при условии, что наряду с основаниями, предусмотренными статьей 97 УПК РФ, имеется одно из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет места жительства или места пребывания на территории РФ; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Отдельный блок изменений посвящен вопросам применения мер пресечения в отношении социально-уязвимых категорий граждан (несовершеннолетний, беременная женщина, женщина, имеющая малолетнего ребенка, мужчина, являющийся единственным родителем малолетнего ребенка, усыновитель или опекун малолетнего ребенка, единственный родитель, усыновитель, опекун или попечитель ребенка-инвалида). В отношении этих категорий заключение под стражу признано крайне нежелательной мерой и допускается лишь в исключительных случаях – при расследовании тяжких насильственных преступлений и при наличии исключительных обстоятельств, которые должны быть подробно мотивированы в судебном решении.
Также Верховный суд уточнил порядок использования видеоконференцсвязи при рассмотрении ходатайств об избрании и продлении меры пресечения. В случае участия подозреваемого или обвиняемого в судебном заседании с использованием систем ВКС должно быть обеспечено обязательное участии защитника и предоставление ему возможности беспрепятственного конфиденциального общения со своим подзащитным, содержащимся под стражей или задержанным.